Каждый день представляет собой для мозга настоящий марафон — все без исключения действия требуют миллионы расчетов.
Деятельность мозга – ответ на вопрос «что такое когнитивные способности».
Содержание
Что такое когнитивные расстройства
Умственные ресурсы дают человеку возможность быть человеком. Но это не значит, что они одинаково высоки на протяжении всей жизни. Пик работоспособности мозга достигается в 30 лет. Дальше его мощность постепенно снижается, наблюдается развитие когнитивных расстройств. Они заключаются в нарушении переработки получаемой информации, замедлении и ухудшении процесса мышления. Особенно это касается памяти и скорости обработки данных.
Возрастное ухудшение мозговой деятельности явление вполне нормальное. Оно не влияет существенно на жизненный комфорт и не мешает самостоятельному проживанию. Однако работоспособность может ухудшиться.
Легкие когнитивные расстройства связаны с большей потерей памяти, чем возрастные. Однако и они не препятствуют самостоятельности, хотя и негативно влияют на речь, процессы мышления и суждения.
Почти у половины людей с легкими расстройствами мыслительной деятельности в течение нескольких лет развивается слабоумие или деменция. При этом не просто забываются слова и детали, как правила, забываются события, приобретенные умения и навыки, развивается неадекватность поведения. Человеку с деменцией все сложнее справляться самостоятельно с повседневными задачами. Усложненные формы деменции – болезни Паркинсона и Альцгеймера.
Причины когнитивного расстройства
Причины возникновения когнитивных расстройств связаны не только с возрастом. Они могут поразить и молодых людей. Наиболее распространенные причины:
- черепно-мозговые травмы
- долгосрочные психические расстройства и неврологические заболевания, к примеру, инсульт
- рост опухолей в головном мозге
- диабет
- интоксикация – алкоголь и наркотики.
Характерная черта алкоголизма – постепенное снижение функций головного мозга под влиянием этанола. У хронических алкоголиков когнитивные расстройства достигают 50-70%. У наркоманов нарушаются мышление и логика, истощается словарный запас, страдают память и концентрация внимания.
Какие бывают когнитивные способности
Восприятие – это активный процесс приема, обработки и осмысления информации, полученной от пяти органов чувств. Процесс осуществляется с помощью световой (в пределах спектра) или зрительной информации, слухового восприятия, тактильного восприятия через кожу (осязания), обоняния и способности воспринимать вкус.
Процесс восприятия чрезвычайно важен в повседневности – это контакт с окружающим. Для эффективного функционирования восприятия требуются все когнитивные способности.
Внимание
Если действия не рутинные и не выполняются автоматически, они требуют привлечения определенного внимания – целенаправленного восприятия. При этом сознание направлено на человека или предмет, а отвлекающие факторы устраняются. Различаются несколько видов внимания.
- Постоянное внимание — это способность удерживать сознание в течение длительного времени. Постоянному вниманию не мешает даже монотонность.
- Сосредоточенное внимание удерживает сознание на избирательном предмете, анализируя его.
- Разделенное внимание подразумевает выполнение нескольких не слишком важных действий единовременно.
- Зрительно-пространственное внимание – это одновременное использование двух разных органов чувств с концентрацией на различных предметах.
Память
Условием всякого настоящего и будущего поведения является память, потому что она опирается на опыт ранее возникших впечатлений и переживаний. Память – это способность сортировать информацию, сохранять ее и извлекать при необходимости. Она разделяется на категории, связанные с временными периодами.
- Сверхкороткая или сенсорная память хранит результаты обработки стимулов, поступающих в органы чувств, максимум до двух секунд. За это время происходит начальная обработка данных и сохранение основных фактов. Очень небольшая их часть переходит в кратковременную память.
- Кратковременная память хранит данные до нескольких минут. Сюда поступает информация как из сенсорной памяти, так и из долговременной памяти. Из кратковременной памяти часть информации попадает в долговременную память, часть забывается.
- — Долговременная память предназначена для хранения важной информации. Как правило, эта информация повторяется несколько раз или сильно окрашена эмоционально. В этом компоненте памяти есть пассивный и активный словарный запас родного и иностранного языков, знания, важные воспоминания, факты и данные для долгосрочного хранения.
Мышление
Отвечая на вопрос «что такое мышление», надо понимать, что это высшая когнитивная способность. Это процесс, отражающий объективную реальность в восприятии, понятиях, ощущениях, суждениях и представлениях. Активный мыслительный и психологический процесс позволяет искать верное решение при наличии определенных данных с наибольшей пользой. С помощью мышления познается окружающий мир, развиваются память, речь и воображение.
Речь
В процессе эволюции сложилась форма общения людей с помощью определенных языковых структур и правил. Речь – это способность пользоваться языком, выражать словами и интонацией мысли, переживания, самосознание и понимать собеседника. Это средство общения, обмена мыслями и воздействия. Умение пользоваться языком и речью отличает человека от животных.
Воображение
Когнитивные способности человека не исключают создания новых образов, идей и представлений на базе уже имеющихся знаний. Что это такое, как не воображение, которое не только погружает человека в глубину собственного внутреннего мира, но и позволяет мыслить образами, лучше ориентироваться в данных условиях и пользоваться воображаемыми представлениями в решении задач. Эта способность особенно важна в играх, творчестве, планировании и моделировании.
Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
Не стоит смиряться с тем, что когнитивные способности утрачиваются с возрастом. Если создать условия для развития мозга, мыслительную деятельность можно поддерживать на высоком уровне. Здоровый образ жизни полностью соответствует условиям сохранения работоспособности мозга.
Правильное питание
Питание для мозга – это в первую очередь жидкость, так как мозг на ¾ состоит из воды. Кроме нее необходимы:
- углеводы для энергии в виде картофеля, злаков и бобовых;
- рыба и орехи, как поставщики ценных жирных кислот омега-3;
- яйца и вещество холин в них, улучшающее память;
- фрукты и овощи, богатые витаминами и минералами.
Полноценный здоровый сон
Важен не только 8-часовой сон, но и его качество. В глубоком сне происходит обработка полученной информации, регенерация клеток, мозг очищается от вредных веществ, активизируются творческие и в целом когнитивные способности, мозг избавляется от травмирующих событий.
Избавление от вредных привычек
Мозговой деятельности вредит отклонение от здорового образа жизни. Наркотики, алкоголь и сигареты убивают саму суть мыслительной деятельности – нейроны. Когнитивные способности постепенно утрачиваются, меняя личность человека.
Снижение уровня стресса
Ученые обнаружили, что высокий уровень стресса, сопровождаемый большим количеством кортизола в крови, замедляет решение умственных задач и запоминание. Исследования показали, что у людей, достигших 40-летнего возраста и находящихся в состоянии хронического стресса, размер мозга меньше, чем у их сверстников.
Занимайтесь спортом, гуляйте, делайте паузы в работе, встречайтесь с друзьями, медитируйте – только не забывайте делать это регулярно.
Информационный детокс
Время от времени стоит планировать отказ от гаджетов для отдыха мозга, снижения стресса, живого общения с окружающими. Это даст новые силы для погружения в творчество или работу. Для этого:
- усвойте привычку проводить какое-то время без телефона
- не забывайте о своих хобби
- во время работы за компьютером помните о своем теле, дыхании и физкультминутках
- отфильтруйте цифровые каналы, избавьтесь от ненужного
- выполняйте упражнения для поддержания концентрации внимания.
Качественные и разнообразные стимулы
Развитие мозга стимулируют:
- Активная физическая деятельность – любое движение тела, требующее расхода энергии.
- Постоянное изучение нового, постановка целей и достижение их.
- Прослушивание классических музыкальных произведений.
- Чтение книг – желательно бумажных — и размышление над прочитанным.
- Выполнение упражнений на развитие мозга.
- Поддержка социальных контактов.
Необходимо развивать когнитивные способности в течение всей жизни. При появлении подозрений на расстройство функций мозга обращайтесь к врачу. Нарушения могут оставаться незамеченными в течение долгого времени и быть при этом симптомами серьезного заболевания.